Методическая копилка

Как подготовить занятие с воспитанниками

 

Авторы:Татьяна Соценко,кандидат психологических наук,заведующий кафедрой дошкольного и начального образования,

Алеся Елупахина, магистр психологических наук, аспирант, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Минского областного института развития образования

Каждый день педагогические работники проводят с воспитанниками занятия, разные по решаемым задачам, сюжетам, используемым играм и заданиям. Задумаемся: каков алгоритм подготовки к занятию, который позволит грамотно сформулировать его задачи, отобрать содержание и средства для эффективного обучения, заинтересовать воспитанников предстоящей деятельностью?

Вот несколько простых шагов, которые помогут педагогическому работнику подготовиться к занятию осознанно.

Шаг первый: формулировка программных задач.

Грамотно сформулировать задачи занятия поможет учебная программа дошкольного образования, в которой определены цели и задачи изучения образовательных областей и их содержание. Проектируя занятие, педагогический работник самостоятельно отбирает и формулирует программные задачи. Четкость и конкретность их формулировки определяет содержание и направленность его деятельности и, следовательно, обеспечивает её результативность. В современной дидактике выделяют ряд требований к формулировке программных задач :

  • Ориентированность на ребенка – задача должна быть направленна на формирование, развитие определенных представлений, умений, психических процессов и их свойств ( памяти, мышления, внимания , воображения, речи и т.д.), способностей детей в различных видах деятельности, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. Такие формулировки задач, как «познакомить с…», «показать …», «научить…», «рассказать о…», «создать условия для…», «дать представления, умения…», сосредоточивают педагогического работника на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения и развития воспитанников. Ответ на вопрос «Для чего показывать, рассказывать, объяснять и т.д.? »составляет правильную формулировку задачи занятия;
  • Конкретность – формулировка задачи должна четко отражать определенное содержание представлений, умений, развитие психических процессов, способностей, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. В учебной программе дошкольного образования задачи изучения образовательных областей выступают для педагогических работников обобщенными ориентирами и требуют конкретизации для отдельного занятия, т.е. определения того, что именно предполагается формировать, развивать и воспитывать у детей. Например, несколько занятий могут быть направлены на формирование у воспитанников представлений о животных : на одном занятии будут формироваться представления о видовых признаках птиц и рыб, на другом – об их дифференцированных потребностях в свете, влаге, тепле, пище, жилище;
  • Диагностичность – предполагает точность формулировки задачи, которая гарантирует возможность увидеть образовательный результат занятия и исключает ошибку в распознавании его достижения;
  • Достижимость – задача должна быть направлена на заведомо осуществимые образовательные результаты и быть реально выполнима на занятии. Если педагогический работник поставит задачу «формировать элементарные математические представления», предполагается, что он будет формировать их все (количественные, пространственные, временные и др.) на одном занятии. Задумаемся: возможно ли это? Программные задачи занятия носят триединый характер и состоят из взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов : обучающего, развивающего, воспитательного.

Обучающий компонент программных задач направлен на формирование у воспитанников представлений об объектах и явлениях окружающего мира, умений, действий, способов деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования.

Развивающий компонент программных задач предполагает направленность содержания занятия на развитие психических процессов и их свойств, а так же сенсорной , двигательной, эмоционально-волевой и личностной сфер воспитанников.

Воспитательный компонент программных задач занятия направлен на воспитание ценностных ориентаций , чувств, отношений ( к себе, другим людям, объектам окружающего мира или событиям, поступкам), качеств, определяющих поведение , деятельность и отношение ребенка к окружающему миру.

Шаг второй: отбор содержания занятия.

После того как программные задачи определены, необходимо перейти к отбору содержания занятия, основными элементами которого являются: представления детей о предметах, природе, человеке, обществе; опыт в различных видах деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений. Содержание занятия должно соответствовать учебной программе дошкольного образования, теме занятия, программным задачам. Обязательной составляющей каждого занятия является элемент новизны. Как отмечала основатель дошкольной дидактики А.П. Усова, «каждое занятие есть звено в переходе детей от незнания к знанию, от неумения к умению». Новизна может быть представлена содержанием ( новой информацией), дидактическим материалом, способом выполнения задачи, новой ситуацией взаимодействия со сверстниками и др.

Педагогические работники нередко испытывают затруднения при выделении главного, существенного в познавательном материале, убеждены, что отбор содержания занятия уже проведен за них составителями учебной программы дошкольного образования и учебно-методических пособий. Такие убеждения ошибочны. А.П. Усова подчеркивала : «В программе детского сада дается только самое общее, а воспитатель должен сам разрабатывать содержание занятий, наблюдений, рассказов». У детей имеются различные интересы, социальное окружение, жизненный опыт и др. Это определяет необходимость гибкости при выборе педагогическим работником содержания занятия в процессе работы с конкретными воспитанниками с учетом региональных и культурных условий , специфики городской и сельской местности.

Обор содержания занятия включает:

  • Поиск ответов на вопрос что рассказать детям на конкретном занятии в соответствии с программными задачами ( выбор фактов, сведений, примеров, информации об объектах и явлениях окружающей действительности, способа деятельности);
  • Структурирование материала и выбор способов его речевого оформления – какими словами ( с учетом возрастных возможностей восприятия познавательного материала, детского опыта).

Шаг третий: придумывание сюжета занятия

Сюжет (идею) занятия можно представить как поле, на которое в воображаемом плане должны попасть дети, чтобы что-то узнать и чему-то научиться. Создание истории, т.е. сочинение событий и наделение их игровым и обучающим смыслом, определение игровых персонажей, составляет сущность сюжета занятия. Сюжет содержит общую цель ( например, какую проблему нужно разгадать, какому герою и чем можно помочь, кого и каким образом защитить), которая направляет детей на решение игровых и дидактических задач в их единстве. Для этого важно продумать такую ситуацию, когда потребности игровых персонажей становится смыслом детской деятельности, вызывают готовность прийти им на помощь. Хороший сюжет занятия в первую очередь ориентирован на познавательные интересы и желания детей. Вместо того, чтобы дети выполняли задания по требованию педагогического работника («назвать», «описать», рассказать», «подобрать пару», «сосчитать», «нарисовать», «составить» и др.) , сам сюжет занятия должен мотивировать их в том направлении, в котором осуществляется обучающее воздействие. В самом начале занятия должно произойти что-то побуждающее воспитанников к дальнейшей деятельности, чтобы они поняли, что и для чего будут делать, а так же захотеть это делать ( называть, описывать, рассказывать, подбирать пару, считать, рисовать, составлять и др.)

Российские ученые Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон предложили следующую схему создания игровой мотивации и пример ее реализации:

  • Описание затруднительного положения персонажа и активизация у детей желания ему помочь. Кукла Маша играла с ножницами, поранилась и расплакалась. После того, как дети успокоили куклу, выясняется, что Маша не знает ничего про опасные предметы. Педагогический работник обращается к детям : «Может, мы поможем кукле Маше узнать, с какими опасными предметами нельзя играть дома?»;
  • Постановка игровой задачи. На основе стремления детей помочь ккуле Маше ставится игровая задача: «Как мы сможем ей помочь?». Выслушиваются предложения детей , а затем педагогический работник предлагает сделать альбом с изображениями опасных предметов, с которыми нельзя играть , чтобы Маша всегда помнила правила безопасного поведения дома;
  • Постановка дидактической задачи. В соответствии с игровой задачей формулируется дидактическая задача – узнать что-то, научиться выполнять определенное действие. При этом важно, чтобы дидактическая задача подчинялась игровой и была с ней взаимосвязана. Педагогический работник обращается к детям : «Вы знаете , изображения каких предметов понадобится для альбома? Гжде в квартире находятся опасные предметы? Давайте отправимся в гости к Маше и найдем их!». Таким образом и начинается обучение.

Откуда возникают идеи занятия: Предлагаем рекомендации для составления интересного сюжета занятия.

  1. Создайте ситуацию неудовлетворенности, опишите проблему или затруднительное положение персонажа, активизируйте у детей желание ему помочь (спасти, найти, узнать, угостить, удивить, научить, доставить радость, поздравить и др.). Следует учитывать возрастные особенности развития ролевой игры и принятия воспитанниками игровой позиции. Сюжеты занятий для детей первой и второй младших групп основаны на взаимодействии с воображаемым персонажем (игрушкой, предметом, сказочным героем), который обратился за помощью, содействием. Как отмечает белорусский педагог Е.А.Канойко, универсальной мотивацией для детей младшего дошкольного возраста является мотивирующая ситуация – «помоги игрушке». Суть ее в том, чтобы с просьбой о помощи к малышам приходят игрушки: они нуждаются в самых разных предметах, которые не могут сделать сами, но которые наверняка сделают умные и добрые дети. Игровые события включают в себя ситуации из личного опыта детей и соответствующих возрасту художественных произведений, связаны с воображаемым изменением окружающих предметов (испечь пирожки для бабушки», «построить» дома для медведя и медвежонка, помочь бабочкам найти свой цветочек и др.). На занятие к детям могут прийти: кукла Маша, Колобок, Курочка Ряба, Петушок, Зайчик, Мишка, Котик, Солнышко и Тучка и др. Воспитанникам интересно будет отправиться в гости к бабушке в деревню, на поляну, в лес, в сказку и др. Дети первой и второй младших групп ориентированы на разнообразные игровые действия с предметами, поэтому каждому ребенку важно получить свою игрушку, которой нужно помочь.

Сюжеты занятий для детей средней группы, как правило, основаны на принятии детьми конкретной роли и действиях в соответствии с ней, при этом роль эмоционально привлекательна, оказывает стимулирующее воздействие на выполнение определенной деятельности. У детей выражена мотивация общения – «помоги мне». В этой ситуации воспитанников увлекает возможность получить одобрение взрослого (игрового персонажа), а также интерес к совместной деятельности. Например, дети стали «поварами»- «готовят» разные блюда, «дизайнерами»- выполняют «заказ», «писателями» - сочиняют сказку, «архитекторами» - «конструируют» дом, «пассажирами» - «едут в транспорте» и др. На занятиях в средней группе воспитанникам также будет интересно помогать сказочным героям ( различным животным, Красной Шапочке, Бременским музыкантам, Аленушке и ее братцу Иванушке, Незнайке и его друзьям и др.), выполнять их поручения и просьбы, объяснять им правила поведения.

Сюжеты занятий для детей старшей группы развиваются вокруг различных воображаемых событий, происходящих с самими детьми. Например, дети «едут» в Беловежскую пущу и помогают Деду Морозу собрать подарки для зверей, «отправляются» в Солнечный город и помогают Незнайке выбрать профессию, «переносятся» в Сказочное королевство и помогают Золушке выполнить все задания мачехи, навещают малышей в своем яслях-саду и помогают им украсить группу к Новому году. Мотивация личной заинтересованности – «научи меня», «создание предметов своими руками» - связана с развитием познавательных интересов , расширением сферы собственной компетентности. Игровые истории занятий могут определяться не только непосредственным , но и опосредованным опытом детей, они включают в себя поисковую активность детей, моделирование и носят совместный творческий характер деятельности.

  1. Выберите тип вашего сюжета. Выделяют линейный и нелинейный сюжеты. В линейном сюжете преобладают причинно-следственные связи между событиями, т.е. каждое игровое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего и, как правило, таких событий (игр, заданий, логических задач, загадок) встречается более двух. Например, на занятие к детям второй младшей группы приходит Зайчиха и просит покормить зайчат морковкой (1-е игровое задание). Дети выбирают из корзины муляжи овощей (карточки с их изображением) и раскладывают их возле игрушек-зайчат (2-е игровое задание). В средней и старшей группах игровой персонаж может предложить детям помочь ему найти ответы на вопросы в ходе последовательного выполнения взаимосвязанных заданий, сказочного путешествия (в лес, сказку, на волшебный остров и др.), квеста ( по карте, плану). Такие линейные сюжеты могут иметь общую схему:
  • обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), узнать ответ на вопрос ( загадку), вследствие чего дети идут его искать;
  • дети встречаются с «дарителем » (обладателем) нужного объекта, для получения которого проходят предварительные испытания (задания);
  • дети получают нужный объект и возвращаются в группу , отдают его игровому персонажу.

В нелинейных сюжетах игровые события на занятии разворачиваются непоследовательно, тема занятия раскрывается с помощью разных заданий. Такие сюжеты отличаются от линейных тем, что педагогический работник задает и исследует какую-либо одну проблемную ситуацию (общую тему), и все события в сюжете как бы стягиваются в одну точку. Например, в младшей группе на занятии по теме «Птицы» дети сначала узнают по голосу птиц, которые пришли к ним на занятие ( игра «Чей голос?»), затем сравнивают по размеру их гнезда ( упражнение «Яйца в гнездах»), складывают из двух частей целое изображение на карточке ( игра «Сложи яйцо»). В средней группе на занятии по теме «Посуда» дети становятся «поварятами», рассматривают карточки с изображением предметов посуды и обобщают их одним словом – посуда (игра «Чудесный мешочек»), затем рассказывают о возможных действиях с предметами посуды (упражнение «Что для чего?»), определяют, какой предмет посуды пропал (игра «Чего не хватает?»), а затем сортируют посуду по размеру (складывают стаканчики один в один, строят сериационный ряд из тарелок). В старшей группе на занятии по теме «Город квадратов» дети могут помочь игровому персонажу Квадратику найти друзей (предметы, по форме похожие на квадрат), определить, где живет семья Квадратов (на их дому – цифра 4), «расселить жильцов» (квадраты разного цвета, размера)по «квартирам» на разные этажи; измерить ширину улиц с помощью условной мерки квадратной формы.

Таким образом, при разработке сюжета занятия в разных возрастных группах педагогическому работнику следует опираться на возрастные интересы детей дошкольного возраста и «специфически детские» (понятие А.В. Запорожца) виды деятельности: учитывать, что в младшем дошкольном возрасте действия с игрушкой определяют мотивацию детей, в среднем дошкольном возрасте – роль, а в старшем дошкольном возрасте – игровое событие, познавательный интерес.

Шаг четвертый: подбор методов, приемов, средств обучения.

Методы и приемы обучения – это не только конкретные инструменты, которые необходимы для решения программных задач занятия, но и «волшебные ключи», открывающие перед педагогическим работником «двери неограниченных возможностей» в обучении воспитанников.

Метод обучения – это способ взаимодействия педагогического работника с воспитанниками, направленный на реализацию задач обучения.

Прием обучения представляет собой конкретные действия педагогического работника и детей, которые ведут к достижению ближайших задач и обусловлены методом обучения.

В дошкольной дидактики методы и приемы обучения традиционно классифицируют по характеру способов деятельности детей в процессе обучения :

ü    игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и др.) и приемы (сюрпризный момент, выполнение игровых действий, создание игровых действий, создание игровой ситуации, загадки, элементы соревнования и др.)

ü    наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, предметов, игрушек, опытов, презентаций, видеофильмов и др.) и приемов (показ способа действий, показ картин, предметов, игрушек и др.)

ü    словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений художественной литературы и др.) и приемы (объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка, вопросы и др.)

ü    практические методы (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование)

Для реализации воспитательных задач на занятии педагогическим работником во взаимодействии с детьми используются различные методы воспитания:

  • метод организации опыта поведения и деятельности: приучение, упражнение в положительном поведении и поступках; воспитывающие (воспитательные) ситуации; игровые методы воспитания;
  • метод осознания детьми опыта поведения и деятельности: рассказ педагогического работника на моральную тему; разъяснение нравственных норм и требований; этическая беседа; чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов; пример как метод воспитания;
  • методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности: поощрение, порицание.

Выбор методов обучения и воспитания на занятии зависит от программных задач и содержания предстоящего занятия, его сюжета, средств обучения, личности педагогического работника и его способностей. В образовательном процессе учреждения дошкольного образования необходимо гармонично сочетать методы и приемы, использовать их системно и в единстве.

Средства обучения дополняют методы и приемы обучения. Если методы обучения отвечают на вопрос «как обучать?», то средства обучения дают ответы на вопросы «чем обучать?» и «с помощью чего обучать?» и помогают педагогическому работнику обучать, а ребенку – познавать и осваивать окружающий мир.

В настоящее время существует множество пособий, игрушек, дидактических материалов для обучения детей дошкольного возраста. Остановимся на требованиях к наглядному материалу и его применению на занятии:

  • используемая наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;
  • при выборе и использовании наглядных средств обучения педагогическому работнику необходимо ориентироваться на Санитарные нормы и правила , гигиенические нормативы к наглядным пособиям для детей дошкольного возраста;
  • демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е. в хорошо освещенном месте , на контрастном фоне, на уровне глаз детей и достаточном для их зрительного восприятия расстоянии);
  • для обследования наглядности (зрительного, зрительно-осязательного) детям должно предоставлять достаточное время;
  • воспитанникам необходимо предоставить возможность приблизится к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

Надеемся, предложенный алгоритм станет для педагогических работников эффективным инструментом, позволяющим успешно решать профессиональные задачи в реализации задач учебной программы дошкольного образования. Его использование в процессе подготовки к занятиям с воспитанниками избавит от трудностей и поможет получить удовольствие от творческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер , 2013.
  3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько (и др.); под. ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: Белый Ветер, 2016.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред проф образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия , 2012
  5. Основы методик дошкольного образования : учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович ( и др.). – Минск : Новое знание : ИНФРА-М, 2016
  6. Панько Е.А. Детство как самоценность / Е. А. Панько. – Минск.: МОИРО, 2009
  7. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2012.
  8. Как подготовить занятие с воспитанниками: четыре шага к успеху// Пралеска, № 9, 2019, С. 7
свернуть

Организация работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
   Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
   Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
   В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у детей – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
   Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого необходимо использовать разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
  Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
    Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
________________________________________
1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
• хороводные игры, игры-имитации;
• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
• рассматривание семейных фотографий и др.
________________________________________
2. В средней группе надо:

- стараться вовлечь детей в разговор о семье, семейных событиях;
- рассматривать семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге;

- увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни;

- знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей;

- организовывать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
________________________________________
3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
   В старшей группе рекомендуется  использовать такие методические приёмы патриотического воспитания как:
• этические беседы о городе, родной стране, мире;
• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
• рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
• знакомство с элементами национальной культуры;
• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
   При знакомстве детей с историей родного города,  много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращать внимание на такие моменты:
• по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
• составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
• рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
• язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
   В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, можно рассказывать детям о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
     Очень важно широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
   Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
   Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
   Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
    Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
   Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом  народа, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
   Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

свернуть

Консультация для воспитателей "Совершенствуем свои знания"

Самообразование
Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Технология организации самообразовательной деятельности.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы)учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования, посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
План самообразования педагога должен включать:
• перечень литературы, которую планируется изучить;
• формы самообразования;
• срок завершения работы;
• предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на педсовете, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно сохранять в виде тематических папок или личного педагогического дневника.
Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Основные принципы самообразования
• непрерывность,
• целенаправленность,
• интегративность,
• единство общей и профессиональной культуры,
• взаимосвязь и преемственность,
• доступность,
• опережающий характер и др.
Источники самообразования
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источники знаний:
• телевидение;
• газеты, журналы;
• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
• Интернет;
• видео, аудио;
• платные курсы;
• семинары и конференции;
• мастер-классы;
• мероприятия по обмену опытом;
• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
• повышения квалификации в МОИРО, АПО;
• путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результат самообразования
В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
• результаты самообразования педагога на определённых этапах ;
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых занятий;
• создание педагогических разработок;
• обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

свернуть